Система обозначения модификаций (заводские таблички)
Заводская табличка расположена в троллейбусах ЗиУ-682 на перегородке кабины
водителя над дверью в кабину (у более ранних модификаций) либо над окном
перегородки (у последних модификаций). Изначально на табличке указывалась
подробная информация о машине (изготовитель, модель, заводской номер, дата
выпуска, номер двигателя, общая вместимость, количество мест для сидения,
страна изготовления). С 1985 года на табличке стали указывать только
завод-изготовитель, VIN машины и год выпуска. Последний был вынесен из VINа в
отдельную строчку до 1999 года.
Иногда модификация, отображенная на табличке, не совпадает с настоящей
модификацией троллейбуса. Это происходит из-за ошибок, допущенных при установке
таблички на заводе. В других случаях на табличках машин более поздней
модификации указана более ранняя, так как таблички были заготовлены с запасом,
который и использовался, несмотря на смену индекса модификации троллейбуса.
Примером последнего случая могут служить первые машины модификации ЗиУ-682В0В,
на табличках которых был указан индекс предыдущей модификации ЗиУ-682В0А.
Первоначально наименование модели троллейбуса ЗиУ-682 на заводской табличке
состояло из аббревиатуры завода-изготовителя, цифрового индекса модели и
буквенного индекса модификации ("ЗиУ-682Б", "ЗиУ-682В").
"Горная" модификация, появившаяся чуть позже, имела индекс ЗиУ-682В1,
где цифра "1" обозначала повышенную мощность двигателя.
Часть троллейбусов, экспортируемых в 70-80 годы за пределы СССР, имели
отдельные обозначения модификаций. Так, троллейбусы, поставляемые в Аргентину,
имели индекс УА, в Венгрию – УВ, в Польшу – УП, в Болгарию – УПН, в Грецию –
ВУГ. В дальнейшем практика присвоения отдельных индексов экспортным машинам
была прекращена и в конце 80-х – начале 90-х все машины, шедшие на экспорт,
имели те же обозначения модификаций, что и троллейбусы, предназначенные для
внутреннего рынка.
В 1985 году троллейбусы ЗиУ-682В получили новое обозначение согласно
международному VIN-коду. На заводских табличках вместо названия завода
"ЗиУ" стали писать его международный код "XTU" (до начала
90-х годов "XTU" писалось русским шрифтом как "ХТИ"). Кроме
того, согласно VIN-коду наименование модификации должно было состоять из шести
символов, а заводской номер - из восьми, поэтому к наименованию модификации
(ЗиУ-682В) на заводской табличке были прибавлены два ноля в конце (XTU682В00),
а к заводском номеру - три нуля в начале. По аналогии ЗиУ-682В1 превратился в
XTU682В10, но на табличках этой модификации вплоть до 1989 года можно было
встретить название ЗиУ-682В1, очевидно потому, что большое количество таких
табличек были заготовлены заранее, а сама "горная" модификация
выпускалась небольшими партиями.
В 1988 году была выпущена усовершенствованная модификация троллейбуса
ЗиУ-682В, получившая индекс ЗиУ-682В-012 (XTU682B012), однако вскоре это
обозначение на табличках было заменено на XTU682В0А, т.е. цифры "12"
заменили буквой "А" для того чтобы привести индекс модели к
шестизначному VIN-овскому стандарту.
Следующая модификация, выпущенная в 1990 году, имела VIN-овский индекс
XTU682В0В. Буква "Б" была пропущена, так как она не является общей
для кириллицы и латинского алфавита. Точный индекс этой модификации согласно
заводской классификации неизвестен, предположительно это был ЗиУ-682В-013.
Следует отметить, что, несмотря на то, что на "горном" троллейбусе
вводились все те же изменения, что и на модификациях ЗиУ-682В0А и ЗиУ-682В0В,
не существовало таких индексов модификаций как ЗиУ-682В112(В1А) или ЗиУ-682В1В.
С 1988 года завод стал выпускать новую модель ЗиУ-682Г, имевшую серьезные
отличия по сравнению с ЗиУ-682В. На табличках первых опытных машин указывали
"ЗиУ-682Г", но вскоре этот индекс трансформировался в привычный
VIN-овский XTU682Г00. С этим индексом троллейбус пошел в серию в 1991 году. С
1996 года завод стал выпускать модификацию Г-012, VIN которой выглядел как
XTU682Г0А. В дальнейшем для обозначения модификаций также применяли двойную
систему (Г0А - Г-012, Г0Е - Г-013, Г0К – Г-014, Г0L – Г-015, Г0М - Г-016, Г0Н -
Г-017, Г0Р - Г-018). Для последнего символа в буквенных индексах у этих
модификаций использованы буквы, общие для кириллицы и латинского алфавита,
присваиваемые преимущественно в алфавитном порядке. Исключением стала
модификация ЗиУ-682Г-015, в VINе которой присутствовала латинская буква
(XTU682Г0L).
В 2002 году на ОАО «Тролза» была введена новая базовая модель ЗиУ-682Г-016,
на базе которой в 2002-2004 гг. были созданы новые модификации ЗиУ-682Г-016.02
и ЗиУ-682Г-016.03. Выпуск старых модификаций был постепенно свёрнут, но они ещё
некоторое время выходили с завода, имея в техпаспортах при определённых
отличиях от новой базовой модели двойной индекс типа ЗиУ-682Г-016(012), где в
скобках указывалась старая модификация машины.
Заводская нумерация троллейбусов
Первые опытные машины ЗиУ-9 имели отдельную заводскую нумерацию. С 1972 года
машины ЗиУ-682Б стали нумероваться отдельной серией. Эта нумерация шла
непрерывно вплоть до 1991 года и распространялась на ЗиУ-682Б, ЗиУ-682В,
ЗиУ-682В0А, ЗиУ-682В0В и первые экспериментальные ЗиУ-682Г. Максимально
известные номера этой серии - 00037***. Отдельную серию заводских номеров имела
"горная" модификация ЗиУ-682В1.
С 1991 года новые троллейбусы ЗиУ-682Г начали свою заводскую нумерацию с
номера 00000001. Эта нумерация распространилась на все последующие модификации
серии "682Г", кроме ЗиУ-682Г-017 и ЗиУ-682Г1 и продолжается до
настоящего момента.
Описание модификаций
ЗиУ-9 – опытные машины (1970-1971)
Несколько опытных троллейбусов в 1970-1971 гг. проходили испытания в Москве
и Ленинграде. Внешне опытные машины довольно сильно отличались от будущих
серийных. Так, передний маршрутный указатель был небольших размеров овальной
формы, предназначенный только для номера маршрута. Маршрутный указатель слегка
возвышался над лобовым стеклом, а по бокам от него располагались небольшие
вентиляционные решетки. Кроме того, на троллейбусе было установлено две пары
передних фар, под окнами шел широкий молдинг, а на задней площадке сбоку были
дополнительные узкие стекла, вместо которых на серийных машинах появились
глухие стенки. Крышка радиореакторов как и на ЗиУ-5, отсутствовала. Как и
будущие серийные машины, ЗиУ-9 имели граненые шестиугольные колесные арки,
форточки в каждом окне и четыре люка на крыше. Дальнейшая судьба опытных
троллейбусов ЗиУ-9 неизвестна.
ЗиУ-682Б (1972-1976)
С этой модификации началось крупномасштабное серийное производство
троллейбусов ЗиУ-682 и окончательно свернут выпуск предыдущей модели - ЗиУ-5.
Отличительными особенностями были шестиугольные колесные арки, форточки,
расположенные в каждом окне, и четыре вентиляционных люка в крыше. На первые
партии троллейбусов устанавливался устаревший двигатель ДК-207Г3, который уже в
1973 году был заменен новым двигателем ДК-210А3. С 1974 года шестиугольные
колесные арки были заменены обычными, скругленными.
ЗиУ-682В (XTU682В00) (1975-1988)
С начала 1975 года началось серийное производство следующей модификации –
ЗиУ-682В. В качестве несущих элементов подвески вместо реактивных тяг стали
использовать рессоры, в остальном же существенных отличий от ЗиУ-682Б не было.
По некоторым данным троллейбусы ЗиУ-682В и ЗиУ-682Б выпускались заводом
параллельно некоторое время.
В то же время модификация ЗиУ-682В за более чем десять лет своего
существования претерпела довольно серьезные внешние изменения. С первой
половины 1978 года исчез передний вентиляционный люк в крыше. Примерно в это же
время изменили ступеньки под лестницей, ведущей на крышу троллейбуса (были
утопленные в обшивке полукругом, как у предыдущей модели ЗиУ-5, стали складные
снаружи как и сейчас). В конце 70-х годов троллейбусы стали оборудоваться
электрическими штангоуловителями. С 1980 года форточки стали располагаться с
интервалом в одно окно. С 1983 года троллейбусы ЗиУ-682В стали выпускаться без
пониженной задней площадки, а габариты-"лодочки" были заменены
прямоугольными габаритами нового образца.
В 1985 году внешний вид троллейбусов снова претерпел некоторые изменения:
передние указатели поворота и нижние габариты, ранее объединённые в одном
фонаре-«лодочке» и размещавшиеся под фарами, стали располагаться отдельно по
бокам от фар и приобрели новую, квадратную форму. Указатели поворота,
расположенные по бокам, также стали квадратными и "переехали" к началу
кузова. Полностью изменился дизайн задних указателей поворота и стоп-сигналов -
вместо трех «лодочек», утопленных в кузове, появились три квадратных фонаря на
небольшом вертикальном выступе.
ЗИУ-682В1 (XTU682В10) (1979-1991)
“Горная” версия троллейбуса ЗиУ-682В стала выпускаться значительно позже
базовой модели. На троллейбус устанавливался более мощный двигатель ДК-211Б
(150кВт), другой ГРК, также была изменена система торможения. Первоначально на
ЗиУ-682В1 применялось торможение двумя педалями (левая – включение тормозного
режима, правая – управление ГРК), однако во второй половине 80-х схему
упростили и торможение стало осуществляться одной педалью, но также под
контролем реле ускорения.
Кузов троллейбуса ЗиУ-682В1 идентичен кузову ЗиУ-682В. Соответственно, все
внешние изменения, касавшиеся троллейбусов ЗиУ-682В, а позднее – ЗиУ-682В0А и
ЗиУ-682В0В воплощались и в горной модификации. Внешним отличием является лишь
один дополнительный лючок в юбке по правому борту между передней и средней
дверью, предназначавшийся для доступа к групповому контроллеру. Троллейбусы
ЗиУ-682В1 имеют отдельную заводскую нумерацию. Общее их количество не слишком
велико по сравнению с ЗиУ-682В – всего было произведено лишь несколько сотен
таких троллейбусов, причем многие из них были отправлены на экспорт.
ЗиУ-682С (XTU682С00)
Эта модификация является "северным" вариантом ЗиУ-682В. От базовой
модели она отличается установкой дополнительного отопления салона и стеклообогревателей
в кабине, а также изменениями в конструкции ящика шунтовых сопротивлений. Салон
ЗиУ-682С имеет свои особенности: на задних надколесных куполах установлены
одноместные сиденья. Это связано с тем, что там проходят воздуховоды системы
отопления. Помимо некоторых городов Сибири эти троллейбусы поставлялись также в
столицу Монголии Улан-Батор.
ЗиУ-682В-012 (XTU682В0А) (1988-1990)
Троллейбусы этой модификации стали выпускаться в 1988 году. Первоначально на
заводских табличках модификация указывалась как "В012", но потом
цифры "12" в индексе модели заменили буквой "А", чтобы
название модификации, как положено согласно VIN-коду, состояло из 6 символов.
В отличие от троллейбусов ЗиУ-682В, на ЗиУ-682В0А установлен двигатель
ДК-213 мощностью 115 кВт. Также на этих троллейбусах исчезли динамики
внутренней трансляции с перегородки кабины водителя, а над средней и задней
дверями стало располагаться по два динамика (ранее было по одному). С 1989 года
крышка радиореакторов на крыше троллейбуса стала меньших размеров и плоской
формы, изменили свое местоположение мотор и насос гидроусилителя руля.
ЗиУ-682В-01? (XTU682В0В) (1990-1991)
В 1990 году стали выпускаться троллейбусы ЗиУ-682В0В, основным отличием
которых является наличие пневматического привода управления дверьми. Также на
ЗиУ-682В0В использовано другое реле зарядки, вместо трех задних фонарей,
объединенных в один блок, стало четыре, а мягкие сиденья в салоне стали в два
раза тоньше, чем в предыдущих машинах. Стенка перегородки кабины водителя за
сиденьем водителя лишилась овального окна, которое в предыдущих модификациях
обычно закрашивалось при поступлении нового троллейбуса в депо. Производство
модификации ЗиУ-682В0В продолжалось меньше года, после чего завод приступил к
выпуску принципиально новой модификации - ЗиУ-682Г.
ЗиУ-682Г (XTU682Г00) (1988/1991-1998)
К концу 80-х годов модель ЗиУ-682В порядком устарела и нуждалась в
обновлении. Но вместо разработки принципиально новой модели конструкторы Завода
имени Урицкого решили провести модернизацию старой. Обновленная модель получила
следующий индекс – ЗиУ-682Г. Первые опытные образцы были изготовлены в 1988
году и прошли испытания в Москве, а с 1 февраля 1991 года началось серийное
производство этой модели, причем для нее была специально открыта новая серия заводской
нумерации с номера 0001.
От предыдущих модификаций троллейбуса ЗиУ-682Г отличается довольно сильно. В
первую очередь, серьезные изменения претерпела планировка салона – вместо
двухместных сидений по левому борту стали устанавливаться одноместные, что
способствовало увеличению пассажировместимости. Старые диваны были заменены
более удобными и современными сиденьями. Как и на ЗиУ-682В0В, на ЗиУ-682Г и
всех последующих его модификациях также применен пневматический привод
управления дверьми. На ранних троллейбусах ЗиУ-682Г пневмопривод был аналогичен
приводу дверей троллейбусов ЗиУ-682В0В, но в дальнейшем на ЗиУ-682Г стали
устанавливать пневмоприводы дверей иной конструкции.
Кабина водителя подверглась наиболее значительным изменениям. Рабочее место
водителя ЗиУ-682Г расположено на небольшом подиуме. Полностью изменилась
приборная панель – она выполнена из черного пластика, справа от водителя
остались лишь дверные выключатели, дверные индикаторы и выключатели
стеклоочистителей, остальные переключатели переместились на панель,
расположенную слева от водителя. С 1994 года управление внешними световыми
приборами перенесено на рулевую колонку. Благодаря установке новой приборной
панели интерьер и эргономичность кабины значительно улучшились по сравнению с предыдущими
модификациями. Часть оборудования кабины было размещено за спиной у водителя.
Дверь в кабину расширена в два раза. Заводская табличка, прежде располагавшаяся
над дверью кабины, с 1993 года стала располагаться над окном перегородки кабины
водителя.
Основным внешним отличием троллейбусов ЗиУ-682Г является наличие спереди
воздухозаборника, который прикрывает специальная решетка. В зимнее время она
должна переставляться, перекрывая доступ холодного воздуха в салон троллейбуса.
Однако следует отметить, что часто в результате капитального ремонта
троллейбусы ЗиУ-682Г лишаются воздухозаборника и решетки. В то же время
некоторые водители устанавливают подобные решетки на троллейбусы более ранних
модификаций в качестве декоративного элемента. Еще одним отличием троллейбусов
ЗиУ-682Г от предыдущих модификаций стал измененный порядок расположения
форточек на правом борту кузова – первое по счету окно стало с форточкой,
второе – без нее.
Троллейбусы ЗиУ-682Г выпускались до 1998 года, когда были заменены более новыми
модификациями. Всего было произведено более 5 тысяч машин данной модификации.
Следует отметить, что надежность этих машин, выпуск которых совпал с периодом
экономического кризиса, оказалось весьма низкой, и во многих троллейбусных
парках троллейбусы ЗиУ-682Г списываются раньше, чем машины более старых
модификаций.
ЗиУ-682Г1 (XTU682Г1А)
В 1991 году Завод имени Урицкого приступил к выпуску новой базовой модели –
ЗиУ-682Г. Все новшества, осуществленные на этом троллейбусе, также были
применены и к «горной» модификации, которая получила обозначение ЗиУ-682Г1. Как
и предыдущая «горная» модификация (ЗиУ-682В1), ЗиУ-682Г1 отличается от базовых
машин более мощным двигателем ДК-211БМ (170кВт) и измененной системой
торможения. Также на некоторых троллейбусах ЗиУ-682Г1 устанавливается
автономный тяговый привод с источником питания от аккумуляторных батарей.
Производство ЗиУ-682Г1 осуществляется под заказ в небольших количествах.
ЗиУ-682ГС
«Северный» вариант троллейбуса ЗиУ-682Г, который, как и ЗиУ-682С, обладает улучшенными
теплоизоляцией и отоплением салона. Салон ЗиУ-682ГС имеет свои особенности: на
задних надколесных куполах установлены одноместные сиденья. Это связано с тем,
что там проходят воздуховоды системы отопления.
ЗиУ-682ГН (1993-199?)
Учебная модификация троллейбуса ЗиУ-682Г стала фактически выпускаться с 1991
года. Однако лишь в 1993 году она получила собственный индекс ГН. От обычного
троллейбуса ЗиУ-682Г модификация ГН отличается расширенной кабиной – передняя
дверь ведет в кабину, а не в салон, а рядом с креслом водителя располагается
отдельное место инструктора. Также машина оборудована дополнительной педалью
тормоза. Дверь из кабины водителя в салон располагается посередине перегородки
кабины водителя.
ЗиУ-682Г-010 (XTU682Г01) (1992-1995)
В 1992 году специально для столицы Сербии, Белграда, был разработан
экспортный вариант модификации ЗиУ-682Г, получивший обозначение ЗиУ-682Г-010.
Внешне эти троллейбусы отличались уменьшенным по высоте окном кабины водителя,
также была изменена планировка кабины, и был использован пневмопривод дверей по
лицензии «Фесто-Пневмоавтоматик».
С 1992 по 1995 год было выпущено 110 экспортных машин ЗиУ-682Г-010, однако
по разным причинам эти троллейбусы не достигли заказчика и были отправлены в
города России, в частности, в Москву, Казань и Тверь.
ЗиУ-682Г-012 (XTU682Г0А); ЗиУ-682Г-016(012) (XTU682Г0М) (1996- н.в.)
В конце 1996 года были выпущены первые образцы троллейбуса новой модификации
ЗиУ-682Г-012, который фактически стал аналогом экспортных машин ЗиУ-682Г-010,
предназначенным для внутреннего рынка. Как и ЗиУ-682Г-010, от ЗиУ-682Г этот
троллейбус (равно как и все последующие модификации ЗиУ-682) отличается
уменьшенным по высоте окном кабины водителя. Старые троллейбусы ЗиУ-682Г
продолжали производиться параллельно с новой модификацией вплоть до 1998 года,
когда завод окончательно отказался от их выпуска.
Постепенно на ЗиУ-682Г-012 были применены новые конструктивные решения,
опробованные предварительно на других модификациях. Серди них система
блокировки хода при незакрытых дверях, изоляционное внешнее покрытие штанг
троллейбуса, ограничитель хода штанг, зеркала заднего вида с электроподогревом,
современная антикоррозийная система покрытия кузова, статический
преобразователь вместо вспомогательного двигателя и генератора, индикатор
утечки токов. Указанные опции применяются сейчас на всех модификациях,
выпускаемых ОАО «Троллейбусный завод».
С 2002 года модификация носит обозначение ЗиУ-682Г-016(012) и на заводских
табличках указывается как XTU682Г0М.
ЗиУ-682Г-016(012П) (XTU682ГП0; XTU682Г0М) (1999 – н.в.)
Эта модификация по оборудованию идентична троллейбусу ЗиУ-682Г-012, но
отличается от него пластиковым передком. Первые машины с передком,
унифицированным с троллейбусом Тролза-5264-01 («Столица»), были выпущены в 1999
году. В настоящее время дизайн передка троллейбуса унифицирован с модификацией
ЗиУ-682Г-016-02. С 2002 года модификация носит обозначение ЗиУ-682Г-016(012П) и
на заводских табличках указывается как XTU682Г0М.
ЗиУ-682Г-013 (XTU682Г0Е)
Модификация была разработана в конце 90-х годов. На ней, впервые на
троллейбусах модели ЗиУ-682, был опробован индикатор утечки тока, а также
модернизирована пневмосистема. В дальнейшем эти решения были применены на
модификации ЗиУ-682Г-016.
ЗиУ-682Г-014 (XTU682Г0К, XTU682ГК)
Всего известно лишь 12 троллейбусов этой модификации, половина из которых
поступило в Москву, а другие 6 машин – в Санкт-Петербург. Примечательно, что 3
из 6 московских троллейбусов ЗиУ-682ГК имели электронные маршрутоуказатели,
которые впоследствии были демонтированы. Остальные машины внешне ничем не
отличаются от троллейбусов ЗиУ-682Г-012.
ЗиУ-682Г-015 (XTU682Г0L)
Модификация была разработана в конце 90-х годов. Именно на этих троллейбусах
были впервые установлены раздельные сиденья и изменена планировка салона. В
дальнейшем эти решения были применены на остальных модификациях.
ЗиУ-682Г-016 (XTU682Г0М) (1999 – н.в.)
Дальнейшим развитием троллейбуса ЗиУ-682Г-012 стала модификация
ЗиУ-682Г-016, выпускаемая с 1999 года. Был проведен комплекс мероприятий по
повышению антикоррозийной стойкости кузова. Наружная обшивка выполнена из
цельнотянутого листа, купола и подножки - из нержавеющей стали, основание
кузова защищено долговечной антикоррозионной системой покрытия, в нахлесточных
сварных соединениях применены токопроводящие грунты, створки дверей покрыты
специальным антикоррозионным составом.
Значительно повышена электробезопасность троллейбуса – применено
диэлектрическое покрытие штанг токоприемника, установлены ограничители хода
штанг, улучшена изоляция подножек, в кабине водителя установлен индикатор токов
утечки. Усовершенствована конструкция боковых люков и изменена конструкция
отопителей. На троллейбусе применена система блокировки хода при открытых
дверях.
Благодаря проведению столь серьезной модернизации модификацию ЗиУ-682Г-016
решили использовать в качестве базовой модели. Большая часть конструктивных
решений, опробованных на ЗиУ-682Г-016 была внедрена и на других модификациях, в
том числе и на более старой ЗиУ-682Г-012. С 2002 года все остальные модификации
получили обозначения, производные от ЗиУ-682Г-016 (например,
ЗиУ-682Г-016(012)), а на заводских табличках всех троллейбусов ЗиУ-682 стал
указываться VIN-овский индекс XTU682Г0М независимо от модификации.
ЗиУ-682Г-017 (XTU682Г0Н); ЗиУ-682Г-016(017) (XTU682Г0М) (2000 -
н.в.)
В середине 90-х годов стало ясно, что расположенное под днищем троллейбуса
электрооборудование не отвечает современным требованиям, в том числе и по
электробезопасности, а также не позволяет начать переход к производству
низкопольных троллейбусов. Старая схема расположения оборудования не защищает
его от влаги и противогололёдных реагентов, которые легко попадают на
расположенное снизу оборудование, вызывая его порчу.
Первым троллейбусом ЗиУ-682 с электрооборудованием на крыше стал ЗиУ-5264 с
тиристорно-импульсной системой управления электродвигателем, разработанный еще
в середине 90-х годов. Но эта модель оказалась слишком дорогой для покупателей.
Поэтому в 2000 году появилась модификация троллейбуса ЗиУ-682 с электрооборудованием,
расположенным на крыше – ЗиУ-682Г-017.
Для установки электрооборудования на крыше у ЗиУ-682Г-017 усилена
конструкция кузова и упразднен передний крышевой люк. На крыше размещена
основная часть тягового комплекта электрооборудования – силовые резисторы,
статический преобразователь, ГРК, автоматический двухполюсный выключатель.
Также на крыше установлены специальные дорожки, удобные для перемещения
обслуживающего персонала в депо.
С 2002 года модификация носит обозначение ЗиУ-682Г-016(017) и на заводских
табличках указывается как XTU682Г0М.
ЗиУ-682Г-018 (XTU682Г0Р); ЗиУ-682Г-016(018) (XTU682Г0М) (1999- н.в.)
В 1999 году впервые на троллейбусах модельного ряда ЗиУ-682 был установлен
статический преобразователь, заменивший собой мотор-генератор вспомогательных
цепей освещения, что позволило свести к минимуму шум, издаваемый троллейбусом.
Модификация троллейбуса со статическим преобразователем получила индекс
ЗиУ-682Г-018. Как и у ЗиУ-682Г-016, оборудование размещено в межпольном
пространстве. Также на троллейбусе применена новая система охлаждения силовых
резисторов – мотор-вентилятор с двигателем ЭД-7 (вместо мотор-вентилятора с
двигателем ДК-661БУ2) расположен под полом позади силовых резисторов. Такое
расположение мотор-вентилятора вызвано применением на машине статического
преобразователя.
С 2002 года модификация носит обозначение ЗиУ-682Г-016(018) и на заводских
табличках указывается как XTU682Г0М.
ЗиУ-682Г-016.02 (XTU682Г0М) (2002 – н.в.)
Производство троллейбусов данной модификации, являющейся дальнейшим
развитием троллейбуса ЗиУ-682Г-016(017), было начато в октябре 2002 года. Как и
у ЗиУ-682Г-016(017), основной комплект тягового электрооборудования вынесен на
крышу. Главное внешнее отличие заключается в новой стеклопластиковой маске передка
с широким маршрутоуказателем, впервые примененной именно на машинах этой
модификации. Следует отметить, что стеклопластиковые передки иного дизайна
устанавливались и ранее на троллейбусах Троза-5264-01 и ЗиУ-682ГП0, но дизайн
ЗиУ-682Г-016.02 оказался более успешным. В настоящее время такое же оформление
передка используется на троллейбусах ЗиУ-682Г-016.03, ЗиУ-682Г-016(012П),
Тролза-62052 и т.д.
Среди других отличий ЗиУ-682Г-016.02 от предыдущих модификаций – улучшенное
антикоррозионное покрытие кузова, новые двери поворотно-сдвижного типа,
люминесцентное освещение салона (которое стало применяться в дальнейшем и на
других, более ранних модификациях). Контакторная панель перенесена из передней
части кабины водителя в отсек за спиной водителя. Стояночный тормоз управляется
пневматикой и воздействует на механизмы ведущих колес с помощью
энергоаккумуляторов.
В салоне троллейбуса появились два места для инвалидов, оборудованных
дополнительными поручнями и кнопкой сигнала водителю. Стекла, расположенные на
поручнях около дверей, препятствуют попаданию холодного воздуха на пассажиров.
Также, по желанию заказчика, салон может быть оборудован специальным местом
кондуктора возле средней двери с дополнительным обогревателем. В качестве
дополнительной опции предусмотрена установка широкой передней двухстворчатой
двери.
ЗиУ-682Г-016.02 в последние годы является самой популярной из всех
модификаций троллейбуса ЗиУ-682, выпускаемых ОАО «Троллейбусный завод».
ЗиУ-682Г-016.03 (XTU682Г0М) (2004 – н.в.)
Основное отличие этой модификации от ЗиУ-682Г-016.02 заключается в том, что
основание кузова выполнено из открытого профиля (швеллера), что увеличивает
жесткость кузова и делает его более стойким к коррозии. В качестве
дополнительной опции предусмотрена установка широкой передней двухстворчатой
двери. Примечательно также, что 5 троллейбусов ЗиУ-682Г-016.03, работающих ныне
в Санкт-Петербурге, были оборудованы тиристорно-импульсной системой управления
по желанию заказчика.